Экология

Транспорт и окружающая среда




                                   РЕФЕРАТ


                                   По ОБЖ

                   На тему: «Транспорт и окружающая среда»



                                                      Выполнила: Лунева О.А.
                                                   Лицей «Пролог» кл. 10 «В»



                              г. Курган 2001г.



                                 Содержание



Введение____________________________________________3стр.


Наземный транспорт)_________________________________4 стр.


Авиация и ракетоносители_____________________________6 стр.


Заключение _________________________________________9 стр.



                                  Введение

    Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических
установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин,  дизельное
топливо, мазут, уголь,  природный  газ  и  другие).  Количество  загрязнения
определяется составом, объемом сжигаемого топлива  и  организацией  процесса
сгорания.
    Основными  источниками  загрязнения  атмосферы  являются   транспортные
средства  с  двигателями  внутреннего  сгорания  (ДВС).   Доля   загрязнения
атмосферы   от  газотурбинных  двигательных  установок  (ГТДУ)  и   ракетных
двигателей (РД) пока незначительна, поскольку  их  применение  в  городах  и
промышленных центрах ограничено. В местах активного использования ГТДУ и  РД
(аэродромы,  испытательные   станции,   стартовые   площадки)   загрязнения,
поступающие в атмосферу от этих источников сопоставимы  с  загрязнениями  от
ДВС и ТЭС, обслуживающих эти объекты.
    Основные компоненты, выбрасываемые в атмосферу при  сжигании  различных
видов топлива в двигателях всех видов, - нетоксичные диоксид углерода СО2  и
водяной пар Н2О. Однако  кроме  них  в  атмосферу  выбрасываются  и  вредные
вещества, такие как оксид углерода, оксиды серы, азота,  соединения  свинца,
сажа,  углеводороды,  в   том   числе   канцерогенный   бензапирен   С20Н12,
несгоревшие частицы топлива и т.п.



                              Наземный транспорт

    Автотранспорт является  источником  загрязнения  атмосферы,  количество
автомашин непрерывно растет, особенно в крупных городах;  а  вместе  с  этим
растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу.
    Токсическими выбросами ДВС являются отработавшие и картерные газы, пары
топлива  из  карбюратора  и  топливного  бака.  Основная  доля   токсических
примесей поступает в атмосферу с  отработавшими  газами  ДВС.  С  картерными
газами и парами топлива  в  атмосферу  поступает  ~45%  СnHn  от  их  общего
выброса.
    Исследования состава отработавших  газов  ДВС  показывают,  что  в  них
содержится  несколько  десятков  компонентов.  Диоксид  серы  образуется   в
отработавших газах в том случае, когда сера содержится  в  исходном  топливе
(дизельное топливо).
    Анализ данных показывает, что наибольшей токсичностью  обладает  выхлоп
карбюраторных ДВС за счет большего выброса СО, Nox,  CnHm  и  др.  Дизельные
ДВС выбрасывают в  больших  количествах  сажу,  которая  в  чистом  виде  не
токсична. Однако частицы сажи несут на своей поверхности  частицы  токсичных
веществ, в том числе и канцерогенных. Саж может длительное время  находиться
во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем  самым  время  воздействия
токсических веществ на человека.
    Количество вредных веществ,  поступающих  в  атмосферу,  поступающих  в
атмосферу в составе  отработавших  газов,  зависит  от  общего  технического
состояния автомобилей  и  особенно  от  двигателя  –  источника  наибольшего
загрязнения.  Так,  при  нарушении  регулировки   карбюратора   выбросы   СО
увеличиваются в 4 – 5 раз.
    Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе  соединения
свинца,  вызывает  загрязнение  атмосферного   воздуха   весьма   токсичными
соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного  к  бензину  с  этиловой
жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них  30%  оседает
на земле сразу,  а  40%  остается  в  атмосфере.  Один  грузовой  автомобиль
средней грузоподъемности выделяет 2,5 – 3  кг  свинца  в  год.  Концентрация
свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине:

    Содержание свинца в бензине, г/л…………0,15 0,20  0,25 0,50
    Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3…..0,40   0,50 0,55  1,00

    Исключить поступление высокотоксичных  соединений  свинца  в  атмосферу
можно  заменой  этилированного  бензина  на   неэтилированный,   что   давно
практикуется в крупных городах ряда стран Западной Европы.
    Мировым парком автомобилей с ДВС ежегодно выбрасывается, млн. т:
    оксида углерода – 260
    летучих углеводородов – 40
    оксидов азота – 20.
    Доля  участия  автомобильного  транспорта  в  загрязнении  атмосферного
воздуха крупных городов мира составляет, %:

                       Оксид углерода     Оксиды Азота    Углеводороды
    Москва                  96,3             32,6             64,4
    Санкт-Петербург         88,1             31,7             79
    Токио                    99               33               95
    Нью-Йорк                 97               31               63

    В  некоторых  городах  концентрация  СО  в  течении  коротких  периодов
достигает  200  мг/м3  и  более,  при  нормативных   значениях   максимально
допустимых разовых концентраций 40 мг/м3 (США) и 10 мг/м3 (Россия).



                          Авиация и ракетоносители

    Применение   газотурбинных   двигательных   установок   в   авиации   и
ракетостроении поистине огромно. Все ракетоносители и  все  самолеты  (кроме
пропеллерных  на  которых  стоят  ДВС)  используют  тягу   этих   установок.
Выхлопные газы газотурбинных двигательных установок  (ГТДУ)  содержат  такие
токсичные компоненты, как СО, NОx, углеводороды, сажу, альдегиды и др.
    Исследования состава продуктов сгорания  двигателей,  установленных  на
самолетах «Боинг-747», показали, что  содержание  токсичных  составляющих  в
продуктах сгорания существенно зависит от режима работы двигателя.
    Высокие  концентрации  СО  и  CnHm  (n  –  номинальное  число  оборотов
двигателя)  характерны  для  ГТДУ  на  пониженных  режимах  (холостой   ход,
руление, приближение к аэропорту, заход на посадку),  тогда  как  содержание
оксидов азота NOx (NO, NO2,  N2O5)  существенно  возрастает  при  работе  на
режимах близких к номинальному (взлет, набор высоты, полетный режим).
    Суммарный выброс токсичных веществ самолетами с ГТДУ непрерывно растет,
что обусловлено повышением расхода топлива до  20  –  30  т/ч  и  неуклонным
ростом числа эксплуатируемых самолетов.
    Наибольшее  влияние  на  условия  обитания  выбросы  ГТДУ  оказывают  в
аэропортах и зонах,  примыкающих  к  испытательным  станциям.  Сравнительные
данные по выбросам вредных веществ в аэропортах показывают, что  поступления
от ГТДУ в приземный слой атмосферы составляют:
    Оксиды углерода – 55%
    Оксиды азота – 77%
    Углеводороды – 93%
    Аэрозоль – 97%
остальные выбросы выделяют наземные транспортные средства с ДВС.
       Загрязнение воздушной среды  транспортом  с  ракетными  двигательными
установками происходит главным образом при  их  работе  перед  стартом,  при
взлете и посадке, при наземных  испытаниях  в  процессе  их  производства  и
после ремонта,  при  хранении  и  транспортировке  топлива,  а  так  же  при
заправке  топливом  летательных  аппаратов.  Работа  жидкостного   ракетного
двигателя сопровождается выбросом продуктов  полного  и  неполного  сгорания
топлива, состоящих из O, NOx, OH и др.
      При сгорании твердого топлива из камеры  сгорания  выбрасываются  H2O,
CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы Al2O3 со средним размером  0,1
мкм (иногда до 10 мкм).
      В двигателях космического корабля «Шатл» сжигается как  жидкое  так  и
твердое топливо. Продукты сгорания  топлива  по  мере  удаления  корабля  от
Земли проникают в различные слои атмосферы, но большей частью в тропосферу.
      В условиях запуска у  пусковой  системы  образуется  облако  продуктов
сгорания, водяного  пара  от  системы  шумоглушения,  песка  и  пыли.  Объем
продуктов  сгорания  можно  определить  по  времени  (обычно  20  с)  работы
установки на стартовой площадке и в приземном  слое.  После  запуска  высоко
температурное облако поднимается на  высоту  до  3  км  и  перемещается  под
действием ветра на расстояние 30 – 60 км,  оно  может  рассеятся,  но  может
стать и причиной кислотных дождей.
      При старте и возвращении на Землю  Ракетные  двигатели  неблагоприятно
воздействуют не только на приземный слой  атмосферы,  но  и  на  космическое
пространство, разрушая озоновый слой Земли.  Масштабы  разрушения  озонового
слоя определяются числом запусков ракетных систем и  интенсивностью  полетов
сверхзвуковых самолетов. За 40  лет  существования  космонавтики  в  СССР  и
позднее  России  произведено  свыше  1800   запусков   ракет-носителей.   По
прогнозам фирмы Aerospace в XXI в.  для  транспортировки  грузов  на  орбиту
будет  осуществляться  до  10  запусков  ракет  в  сутки,  при  этом  выброс
продуктов сгорания каждой ракеты будет превышать 1,5 т/с.
      Согласно ГОСТ 17.2.1.01 – 76 выбросы в атмосферу классифицируют:
     1)  по  агрегатному  состоянию  вредных  веществ  в  выбросах,  это  –
        газообразные и парообразные (SO2,  CO,  NOx  углеводороды  и  др.);
        жидкие (кислоты, щелочи, органические соединения, растворы солей  и
        жидких металлов); твердые (свинец иего соединения,  органическая  и
        неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества и др.);
     2) по массовому выбросу, выделяя шесть групп, т/сут:
        1) менее 0,01 вкл.;
        2) свыше 0,01 до 0,1 вкл.;
        3) свыше 0,1 до 1,0 вкл.;
        4) свыше 1,0 до 10 вкл.;
        5) свыше 10 до 100 вкл.;
        6) свыше 100.
       В связи с развитием авиации и ракетной техники, а  также  интенсивным
использованием   авиационных  и  ракетных  двигателей  в   других   отраслях
народного хозяйства существенно возрос их общий выброс  вредных  примесей  в
атмосферу. Однако на долю  этих  двигателей  приходится  пока  не  более  5%
токсичных веществ, поступающих в  атмосферу  от  транспортных  средств  всех
типов.



                                 Заключение

      Нельзя сказать,  что  вопросу  загрязнения  транспортом  не  уделяется
никакого внимания.  Все  больше  обычные  поезда  заменяются  электровозами,
разрабатываются и уже выпускаются  автомобили  на  аккумуляторных  батареях,
при современных темпах прогресса можно надеяться на то что  вскоре  появятся
и  экологически  чистые  авиационные  и  ракетные  двигатели.  Правительства
принимают решения против загрязнения планеты. За примером далеко  ходить  не
надо. Инспекторы ГАИ уже наказывают  водителей,  чьи  машины  выбрасывают  в
атмосферу токсичных веществ больше нормы.
      Охрана природы - задача нашего  века,  проблема,  ставшая  социальной.
Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но  до  сих
пор  многие  из  нас  считают  их  неприятным,   но  неизбежным  порождением
цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со  всеми  выявившимися
затруднениями.
      Однако воздействие человека на  окружающую  среду  приняло  угрожающие
масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся  целенаправленные  и
продуманные действия.  Ответственная и действенная политика по  отношению  к
окружающей  среде  будет  возможна  лишь  в  том  случае,  если  мы  накопим
надёжные данные  о  современном  состоянии  среды,   обоснованные  знания  о
взаимодействии  важных  экологических  факторов,   если  разработает   новые
методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.





смотреть на рефераты похожие на "Транспорт и окружающая среда "