Блог дмитрия евтифеева. Способы как сделать фотографию объемной Как сделать объемную фотографию из обычной

Меня просили написать про объем в фотографии, и я выполняю данную просьбу. На самом деле эта статья должна бы появиться одной из первых в моём блоге, но надеюсь вы скажете спасибо, что она вообще есть, по той простой причине, что я не нашёл в русскоязычном интернете вообще ни одной сколько-нибудь толковой статьи на тему передачи объема в фотографии.

В различных фотографических форумах на тему объема в фотографии «сломано много копий». Кто-то утверждает, что один объектив передаёт объем, кто-то — что другой. Я раньше отчасти и не трогал эту тему, дабы не шокировать фотографов-новичков.

Итак, начнём с того, что задача передачи объема в фотографии решается не объективом.

Устройство человеческого зрения

Для этого нам нужно понимать как вообще человек (а зритель предполагается человеком) видит объемные предметы, природу человеческого зрения.

В природе есть разные устройства глаз, но мы сейчас рассмотрим только млекопитающих.
Условно поделим их на хищников и травоядных.

У этих двух типов млекопитающих в плане зрения есть одно очень большое отличие — хищники видят гораздо более объемную картинку, нежели травоядные. Происходит это по той простой причине, что глаза у хищников расположены спереди, а у травоядных — по бокам головы.


В чём же отличие в картинке в плане передачи объема при разном расположении глаз?

поле зрения человека

поле зрения зайца

поле зрения лошади

По схемам видно, что картинки с разных глаз больше пересекаются у человека. И человек в плане зрения ближе к хищникам, у которых тоже эффективное бинокулярное зрение, и позволяет точно определить расстояние до прыжка. Т.е. картинки с левого и правого глаза достаточно сильно отличаются (тем сильнее отличаются, чем сильнее разнесены глаза. Вы легко можете это проверить, поставив палец у носа и закрывая попеременно то левый, то правый глаз — картинка пальца будет смещаться влево-вправо) и при пересечении этих областей картинка в них становится объемной.

А вот тот же заяц, хоть и видит почти на 360 град, но две отдельные плоские картинки. Он не видит объема и вынужден пользоваться другими средствами, чтобы определить расстояние до объекта и его форму.

Какую картинку даёт объектив

Здесь важно понять, что какой бы объектив не был, картинку он даёт всегда плоскую. На том простом основании, что объектив — это набор линз в одной плоскости и он в принципе не может дать настоящего 3D. Он мог бы давать 3D, если бы объективов было два и изображение записывалось на 2 матрицы или кодировалось хитрым образом на одной. Так и снимают 3D кино — используя два разнесенных на небольшое расстояние объектива.


Мои соображения
Но одно средство у объектива всё-таки есть — малая . Дело опять же в строении человеческого глаза. Мы совсем неодинаково зорко смотрим всем глазом. Разрешение глаза по краям гораздо ниже, нежели в центре. Потому изображения с малой ГРИП для нас выглядят как объемные объекты, поднесенные близко к глазам.

Как правильно рассматривать фотографии

Вы будете сейчас удивляться, но мало кто рассматривает фотографии правильно.

Дело в нашем бинокулярном зрении. Фотография — вещь плоская. Наш мозг получает информацию с двух глаз и создаёт объемную картинку. Соотвественно, если мы смотрим двумя глазами, он сопоставляет картинки и заключает, что фото плоское!

Что же нужно сделать, чтобы фото выглядело более объемным?

Нужно обмануть мозг. Для этого нужно отключить бинокулярность нашего зрения, закрыв один глаз. Хорошо сделанное фото сразу покажется вам гораздо более объемным. Это, конечно, не моя придумка, а её знают все искусствоведы и физики. Плюс ко всему рекомендуется смотреть через трубку или проще через трубку из собственного кулака, отсекая внешние предметы, которые влияют на восприятие нами картины.

Следующий момент — ракурс, с которого снято фото. Наш мозг разоблачает подделки под объем, прикидывая как на самом деле картина должна выглядеть с данного ракурса. Значит нужно смотреть с того же ракурса, с которого смотрела камера в момент съемки.

Иллюзии объема

В конечном итоге, если мы говорим не про 3D-фото, мы имеем дело с иллюзией объема на фотографии, а не с самим объемом. Эту иллюзию нужно как-то создать.

Объем объекта в предметной фотографии

Художники пользуются для этого такой формулой: блик, свет, полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Update: 16.11.2013

Снимал для арт-галереи эти драконьи яйца и решил, что они как раз подойдут в качестве иллюстрации.

я потом нарисую свой шар и куб и заменю. просто не успеваю.

Update: 16.11.2013

Нарисовать так и не нарисовал, но зато нашёл одну из композиций, которые я снимал для ювелирной мастерской, с прямоугольным параллелепипедом в основании.

Свет – это участок поверхности предмета, получающий наибольший поток прямых лучей света.
Полутон – участок поверхности предмета, освещенных скользящими лучами света. Полутон делится на полутон света и полутон тени.
Тень (собственная тень) – участок поверхности предмета, куда прямые и скользящие лучи света не попадают. Это самый темный участок на поверхности предмета.
Блик – бывает на блестящих или лакированных поверхностях, чаще всего на территории света.
Рефлекс – участок теневой поверхности предмета, получающий поток отраженных лучей света от окружающих предметов или от поверхности, на которой предмет расположен.

Всё это применимо в полной мере к фотографии, если мы говорим про предметное фото.

В чём отличие левого от правого, кроме фона?
Какое фото кажется более объемным и почему?

Подумайте.

Ответ: Всё просто. У левого фото меньше признаков объема из приведенного списка, нежели у правого.

Значит для того, чтобы придать фото объемности, нужно постараться воспроизвести как можно больше признаков объема.

Позволять объекту съемки иметь тень или обойтись без тени?
Будет объект иметь блики или сделать поверхность матовой?
Будут ли глубокие тени или подсветить их?
Будут ли полутона или будет сильный контраст?

На все эти вопросы отвечает фотограф, руководствуясь ТЗ и желанием придать объекту объемности, потому как именно фотограф управляет источниками света в предметной съемке.

Если знать эти принципы, то почти любой объект можно упростить до шаров и кубов и далее работать над их объемом с помощью отражателей.

Важные моменты

Кроме всего прочего, есть еще один момент, который придает объемности. Разделение снимка на планы — передний и задний, а также, когда один объект заслоняет другой. Плюс геометрическая перспектива.

Как видите, мы воздействуем в данном случае не на глаза, а на мозг, создавая иллюзию объемности.

Объем объекта в пейзажной фотографии

Пейзажное фото отличается от предметного тем, что мы не управляем источниками света. Мы можем только выбирать подходящий ракурс, время и место съемки, чтобы сложилось такое освещение, которое нам нужно.

Некоторыми параметрами передачи объема в пейзажной фотографии мы всё-таки можем ограниченно управлять.

Линейная перспектива

Если выйти на улицу и посмотреть вдаль, то можно наблюдать следующие явления:

Ширина улицы по мере удаления от наблюдателя будет казаться всё меньше и меньше, несмотря на то, что фактически ширина улицы одинакова на всём её протяжении;
- электрические и фонарные столбы будучи равными по величине, по мере удаления будут казаться всё меньше и меньше;
- аналогично и здания будут казаться тем меньше, чем дальше они находятся от наблюдателя;
- рельсы трамвайного пути, будучи параллельны, воспринимаются как пересекающиеся вдали линии.

Подобные явления перспективного сокращения можно наблюдать повсюду. Каждый видимый нами объект мы видим не таким, каким его знаем, а обязательно в перспективном искажении.

перспективные искажения

Пример линейной перспективы на фото (всё предметы, как было сказано, искажены, но здесь линейная перспектива бросается в глаза).

Воздушная перспектива

Выбирая место и ракурс съемки, стоит учитывать, что будет на переднем плане снимка, а что на заднем.
Планы могут отличаться яркостью или резкостью. Так, нашему мозгу привычно, что передний план более резкий, а задний как бы в дымке. Это называется .

Художники этим активно пользуются.
Вобщем-то художники и были первыми, кто открыл все способы создания иллюзии объема.

Примеры воздушной перспективы на фото

пример воздушной перспективы

Тональная перспектива

Кроме всего прочего хочу обратить ваше внимание на теплые и холодные тона на картинах. Вы, конечно, видели современные тонированные фото, где тени уходят в холодные тона, а света — в тёплые. Теперь вы знаете, что это придумано было давно:)

Более близкие объекты на картине принято изображать в тёплых или естественных тонах, а удалённые в синеватых. Так мы их видим в жизни т.к. удалённые предметы мы видим через толстый слой воздуха, который сам по себе имеет обычно синий цвет (слабо различимый при маленьких плотностях).

Примеры тональной перспективы на фото

Физиологические особенности зрения человека

Кроме всего прочего есть маленькая хитрость, которую используют художники, так как они знают особенности зрения человека, как он разглядывает картину. Одна из особенностей — это связь в нашем мозгу необходимости перемещения взгляда и размеров объекта. Если глаз вынужден перемещаться по объекту, значит объект удалён от переднего плана или он — большой.

Например, можно пустить диагональные линии, которые человек будет бессознательно прослеживать взглядом и у него будет создаваться дополнительное ощущение перспективы. Кроме всего прочего, если удалённые объекты будут следовать правилам геометрической перспективы, то ощущение будет более полным.

Какие мы получили инструменты для создания иллюзии объема в пейзажном фото:

1. Объекты на переднем плане и на заднем (разделение снимка на планы)
2. Воздушная перспектива (удалённые объекты теряют чёткость)
3. Тонирование теплыми и холодными тонами (тональная перспектива)
4. Линейная перспектива (Чем дальше объект, тем он меньше)
5. Диагонали (заставляют глаз перемещаться вдоль линии и создается ощущение большого размера объекта)

Однако, немало.

Можно еще добавить для выделения объектов переднего плана.

Америку я тут не открыл и художники наверняка меня смогут существенно дополнить или поправить.

Писать в этой статье можно еще очень много, но я выпускаю её в том виде, в котором она есть сейчас, потому как написать её до конца будет крайне сложно. Много объектов, много ситуаций...

Главное, что статей по фотографии с этими простейшими правилами в Рунете вообще нет. Буду первопроходцем.

Ваши комментарии, вопросы и поправки приветствуются.

UPDATE: 15.07.2013

Станислав любезно предоставил это фото, потому как оно показалось ему имеющим «3D-эффект». Я с ним согласился.

А теперь посмотрите внимательно на фото, что вы видите из признаков объема (ведь это на самом деле не 3D, а иллюзия 3D).

1. Первое что бросается в глаза — обилие объектов на разных планах. На переднем плане — цветы. За ними на краю пруда — дерево (2шт). Дальше деревьев, легко угадать, находится основание Эйфелевой башни. И на заднем плане — домики.

План (от лат.planum – плоскость) – пространственные зоны различной отдаленности, обычно соответствующие наиболее существенным или заметным частям изображения и имеющие значения основных опорных пунктов при передачи глубины на плоскости (особенно в пейзажах). Различают первый (передний), второй (средний), задний (дальний) план, которым, по классической схеме пейзаже соответствуют коричневый, зеленые и голубые тона.

2. Основание башни заставляет нас скользить глазами вдоль опор по диагонали вверх.
3. Также на снимке присутствует некоторая геометрическая перспектива (основание башни явно искажено в пропорциях).
4. На переднем плане у нас оказались красные цветы, а на заднем — бело-голубое небо.
5. Немаловажный факт, что на снимке деревья местами заслоняют основание башни (значит они расположены к зрителю ближе, чем основание башни). Цветы заслоняют пруд, а дальняя опора башни стоит за домиками на заднем плане. Т.е. основание башни связывает средний и задний план.

Список литературы:

«Занимательная физика» Перельмана, книга 1 и книга 2
учебники по рисованию в большом количестве

P.S. В продажу поступают из элитного паркета. Цена паркетного щита — 4 тыс.руб + доставка до вас.
Если делать его самому, то стоить он будет более 6тыс.руб.
Я купил оптом и много, потому продаю лишнее.

Всем поддержавшим проект щит может достаться за 2тыс+доставка. Плюс несколько щитов просто отдам в хорошие руки (). Как это будет реализовано (лотерея или нечто подобное) — я подумаю. Это будут первые бонусы от ваших вложений. Надеюсь — вас порадуют.

Распечатанный снимок или просмотр его на экране компьютера — это плоская, двухмерная картинка, а мир трехмерен и проблема передачи объема трехмерного мира на одномерной плоскости волнует фотографов вот уже более 100 лет, а художники решают эту проблему уже сотни лет. Но художники могут дорисовать все что угодно на свои творения, мы же, фотографы, пользуемся только тем, что можем увидеть. Однако и у нас и у художников одинаковый набор «инструментов»: линейная перспектива, тональная и масштабная перспектива, а так же наличие размытия в изображении, то есть ГРИП.

В переводе с английского языка фотографировать выглядит как «to take a picture», что в дословном переводе означает «брать картинку», не делать, а именно брать! Это очень тонко. Потому что мы, фотографы, именно берем увиденное и оставляем его отпечаток у себя на пленке или матрице. И как мы это сделаем, как построим кадр, где сделаем зону размытия, именно от этих решений зависит какой результат мы в итоге получим. Давайте посмотрим каждый вид перспективы и увидим, как он влияет на снимок.

Воздух никогда не бывает прозрачным, потому что он состоит из молекул разного характера, а молекулы – это тоже объекты со своей плотностью и весом. Тональная перспектива зависит от влажности, запыленности воздуха и проявляется в разных погодных условиях по-разному.

Самые яркие проявления тональной перспективы можно наблюдать в туман, в ветреную и пыльную погоду в пустыне или степи, на рассвете над водой. И все эти явления приводят к следующему: чем дальше объект, тем менее четкие и ясные его очертания, тем менее он насыщен, кажется более светлым и менее контрастным.

На нижеприведенной фотографии мы видим, как проявляется тональная перспектива в ее самом ярком виде, в утреннем тумане. Дальний план снимка стал более светлым, краски и объекты на нем менее насыщенны, очертания почти размылись, контраст на дальнем плане почти нулевой:

Масштабная перспектива

Масштабная перспектива проявляется в уменьшении однотипных объектов: чем дальше объект, тем он меньше.

На снимке засохшего берега реки мы видим два вида перспективы: линейный и масштабный. Изменяющийся масштаб засохших частей берега дает снимку объем, приближает его к трехмерному. Не зря пейзажи снимают широкоугольными объективами (фокусное расстояние 17-28 мм.): искажая передний план, этот вид объективов делает его как бы выпуклым, перспективу и масштабность предметов эти объективы рисуют гораздо лучше, чем длиннофокусный, который как бы «схлопывает» картинку, делая передний план плоским (в силу своего узкого угла зрения).

Так же надо отметить, что широкоугольные объективы, благодаря своему широкому углу зрения (примерно 70 градусов) дают резкость на всем протяжении снимка с меньшим значением диафрагмы, а это полезно в условиях малой освещенности, но о резкости чуть позже.

В натюрморте тоже можно применить этот вид перспективы, организовав ритм удаляющихся однотипных объектов. В нижеприведенном снимке мы видим два вида перспективы: линейная и масштабная, а катушка ниток на переднем плане усиливает ощущение объема, как и малая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) :

Линейная перспектива выражается в линиях, которые стремятся сойтись в одной точке на горизонте или в бесконечности. Дорога, уходящая в даль, мост, линии перил, бордюров, домов, электрических проводов…. все это может служить основой для линейной перспективы. Линейная перспектива очень часто появляется в пейзажах, где достаточно основ для образования линейной перспективы.

А как быть, например, в макро-сюжете или натюрморте?

В вышеприведенном снимке мы видим линейную перспективу, которую образовывает лист растения, а размытость добавляет глубину, объем снимку. Капля является главным объектом, потому что выделена резкостью и находится в точке зрительского внимания (в месте пересечения линий, который делят кадр на три равные части).

ГРИП

Размытость фона или части изображения – это тоже инструмент, который влияет на объем кадра, и управляет этим диафрагма: чем меньше ее значение, тем более размытой будет та часть снимка, которая находится ближе и/или дальше точки фокусировки (точки резкости).

Есть масса советов в различных статьях по поводу математического расчета глубины резкости, я предпочитаю не математический подход, ведь самый главный наш инструмент – это глаза. Глубина резкости — это расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими.

В фотографии принято обозначение ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которое зависит от:

1. расстояния до объекта (чем оно больше, тем ГРИП больше и наоборот);
2. от значения диафрагменного числа (чем оно меньше, тем меньше и ГРИП и наоборот);
3. от фокусного расстояния объектива: чем оно меньше, тем больше ГРИП (при одинаковом расстоянии до объекта).
4. от линейного размера матрицы (не количества Мп): чем меньше размер матрицы, тем больше ГРИП (это можно учитывать при макро-съемке, если нужна бОльшая ГРИП).

Вышеприведенный снимок (с каплей на листьях растения) снят со следующими данными:

— диафрагма = 8,0 (камера Nikon D300, объектив nikkor 105/2,8);
— фокусное расстояние = 105 мм.;

ГРИП в данном случае = 5-10мм., расстояние от объектива до объекта было примерно 30-40см.
При съемке более крупного объекта с такой же диафрагмой и таким же фокусным расстоянием на расстоянии 20 метров, ГРИП может равняться 5 метрам.
И на том же расстоянии (20 метров), при диафрагме 15,0 и фокусном расстоянии = 20мм, ГРИП будет на протяжении всего кадра, начиная с 3 м от фотографа и до самого горизонта. Чтобы окончательно понять, что к чему давайте посмотрим внутрь фотоаппарата и поймем, чем управляет диафрагма.

Диафрагма – это выдвигающиеся «лепестки» внутри объектива, которые регулируют диаметр отверстия, через которое проходит свет внутрь фотоаппарата. Так вот, чем уже это отверстие, тем более резкой получается картинка. Значение диафрагмы – это величина на которую выступают ее лепестки.

При диафрагме 5,6 лепестки выставлены совсем чуть-чуть и отверстие большое, а потому ГРИП будет малой, часть снимка будет в размытости.

При диафрагме 20,0 лепестки выставлены уже достаточно, отверстие маленькое, а потому резкость будет значительной, при съемке пейзажа широкоугольным объективом она будет на протяжении всего кадра, если кадр сделан общим планом. Даже лучи фонарей собираются «в звездочки» при таком значении диафрагмы.

Если у Вас зеркальная камера (не важно цифровая или пленочная) или продвинутая мыльница (камера с несменным объективом), то при смене настроек диафрагмы, изменения в резкости можно увидеть сразу же в окуляре или на экранчике фотоаппарата. Вот именно этой информации и нужно доверять, проверяя результат на экране фотоаппарата после нажатия на кнопку затвора. Размытость позволяет не только управлять объемом снимка, но и зрительским вниманием, что тоже немаловажный фактор в композиционном построении:

Размытый фон позволил выделить модель, сделать фон однородным, а снимок – объемным.

Давайте посмотрим как снят вышеприведенный снимок:

— диафрагма = 4,5;
— фокусное расстояние объектива = 150мм.;
— расстояние до модели было несколько метров, ГРИП = 15-25 см., фон размыт очень сильно (это была булыжная мостовая).

Итак, мы с Вами поняли, как управлять объемом кадра, как строить кадр таким образом, чтобы снимок не выглядел плоским. Но в любом правиле есть исключения, и Вы, как творческий человек вправе выбирать: нужен Вам объем на снимке или нет. Вот пример лаконичного кадра, где объем был бы губителен, он «убил» бы идею снимка:

Линейная перспектива здесь выражена лишь «намеком» в виде легкой ряби на воде. И только фотограф решает, какие инструменты ему применять для построения его кадра и как они скажутся на идее снимка, и именно его решения и называются бездарностью, талантом, художественным вкусом или безвкусицей, гениальностью или стилем.

О программе Adobe Photoshop

Adobe Photoshop – один из наиболее популярных пакетов для обработки растровой графики. Несмотря на высокую цену, программой пользуются до 80% профессиональных дизайнеров, фотографов, художников компьютерной графики. Благодаря огромным функциональным возможностям и простоте использования Adobe Photoshop занимает доминирующее положение на рынке графических редакторов.

Богатый инструментарий и простота применения делает программу удобной как для простой коррекции фотографий, так и для создания сложных изображений.

Тема 3. Улучшение фотографий. Урок 7. Простые способы как увеличить объём фотографии в фотошоп.

Мир вокруг нас - объёмный. А фотографии – плоский кусок бумаги или экран монитора. То, что превосходно выглядит в реальности, не всегда может похвастаться «фотогеничностью». Но, как говорится, не бывает неудачных снимков. Тем более, что данный урок Фотошоп входит в тему «улучшение фотографий».

В рамках занятия Вы узнаете, как просто и легко добавить эффект «трёхмерности» - усилить визуальный эффект объёма вашей фотографии или, как ещё говорят, усилить глубину фото.

Для начала стоит разобраться, что такое объём, и как мы его воспринимаем . По большому счёту, восприятие объёма сводится к тому, как мы видим глубину теней. Как один предмет воздействует на остальные, находящиеся «дальше». И, естественно, какая часть фото находится «в фокусе».

Таким образом, вопросы придания объёмности изображению зачастую сводятся к двум основным действиям:

  1. Работа с тенями, контурами объектов: усиление границ света и тени
  2. Работа с резкостью и размытием на разных участках фото

Данный урок описывает простые алгоритмы первой группы. Он, естественно, не охватывает всего многообразия инструментов, но показывает как просто и быстро (за 5-6 минут) существенно улучшить вид вашего фото. Приступим.

Практическая часть.

Но есть более интересные и мощные способы придания объёма изображению с помощью Adobe Photoshop. Они очень похожи. В обоих случаях на фото накладывается слой-копия, обработанная с помощью стандартных фильтров фотошопа. Разница лишь в конечном эффекте.

Усиление объёма с помощью фильтра «Тиснение».

Для получения «объёмного фото» потребуется новый слой. Для этого достаточно выбрать в меню «Слои » пункт «Создать дубликат слоя ». Либо вызвать палитру слоёв («Окно » - «Слои », горячая клавиша F7 ). И уже в меню палитры (либо контекстном меню) выбрать одноимённый пункт. Подробнее о слоях и том, как с ними работать, рассматривалось в предыдущих занятиях. Основы в уроке «выделение: простая геометрия ». Наложение и взаимодействие в занятии «усиление резкости наложением слоёв ».

Далее необходимо усилить зоны перехода света и тени на фотографии: границы объектов. Желательно сделать это, не меняя структуру освещённости поверхностей. И тут используется «побочный эффект» режимов наложения слоёв в Фотошоп. Вспомните, большинство режимов имеет исключение (не работает) в случае 50% серой заливки. Соответственно задача заключается в создании серого фота с тёмными и светлыми линиями на контурах.

Первый способ добиться эффекта – применить фильтр «Тиснение » из стандартного набора Adobe Photoshop.

Для вызова фильтра:

  1. Убедитесь, что целевой слой активен
  2. В меню «Фильтр » выберите «Стилизация » - «Тиснение »

Включив опцию предварительного просмотра, Вы сразу поймёте специфику работы инструмента. Он создаёт эффект оттиска объёмного предмета на, например, влажной бумаге.

Появится окно настроек. Фильтр «Тиснение » имеет всего лишь три параметра:

  1. Угол. Он отвечает за то, под каким углом будут накладываться тени и зоны подсветки.
  2. Высота . Устанавливает ширину обрабатываемого контура в пикселях. Визуально – «высоту тиснения». При этом в малых значениях результат обработки по гамме близок к «градациям серого». В больших значениях в результате обработки проявляется достаточно много посторонних цветов.
  3. Эффект . Данный параметр отвечает за детализацию. В минимальных значения обрабатываются только контуры самых больших объектов с сильными переходами света и тени на границах. В максимальных значениях включается «контрастность» на средних тонах – мелкие зоны с не особо выраженными границами.

Для того, чтобы изменить вид контуров зоны перехода на снимке, необходимо, чтобы они были светлее или темнее 50% серого. Присутствие иного цвета на остальных зонах нежелательно. Для этого:

  • Выберите фильтр «Тиснение »
  • Установите угол таким образом, чтобы он повторял направление света на фотографии. Второй способ – установка вектора инструмента под прямым углом к вектору освещённости.
  • Отрегулируйте высоту и эффект применения.
  • Нажмите кнопку «ОК »
  • Наложите полученный слой одним из методов группы «Усиление резкости »
  • При необходимости – отрегулируйте прозрачность верхнего слоя

В результате вы получите изображение, на котором чрезвычайно сильно подчёркнуты зоны света и тени. Это и создаёт мягкий эффект «объёмности». Обратите внимание на дерево на переднем плане.

Замечания :

  • Угол, под которым применяется фильтр, очень важен. Если в результате применения фильтра, зоны света и тени на двух слоях не совпадут – вместо объёма вы получите размытую, ужасную фотографию.
  • Устанавливая высоту, имейте в виду, что на больших значениях проявляются дополнительные цвета. Возможно, небольшое подкрашивание пойдёт на пользу. НО не всегда. Будьте осторожны со значениями «Высоты »
  • Параметр «Эффект » при увеличении объёма практически всегда должен превышать 200%. Иначе вы получите резкие границы при «мутной» заливке большинства поверхностей. Например, выделенные контуры дерева без контуров листвы. Это не всегда оправдано и красиво.

Практический совет: эту методику (в малых значениях параметров) можно использовать для восстановления сильно размытых фотографий. Например, старых портретов. Главное – угадать с направлением света и удалить те части, где «объёмная текстура» будет мешать.

Усиление объёма с помощью фильтра «Рельеф».

Увеличение объёмности фотографии с помощью тиснения эффективный метод. Но, увы, имеет очень большое ограничение по глубине. Если необходим сильный эффект объёма, описанный выше инструмент не поможет. Лучше воспользоваться похожим, но более сильным фильтром. Речь идёт о фильтре «Рельеф ».

Данный фильтр создаёт на основе изображения стилизацию чеканки. При этом в качестве цвета подсветки и материала выбираются цвета, установленные как «основной» и «фоновый» в палитре инструментов.

Желательно всегда обращать внимание на данный параметр. Желательно ограничится чёрно-белой гаммой.

Вызвать фильтр «Рельеф » можно двумя способами:

  1. В меню «Фильтр » пункт «Эскиз » - «Рельеф »
  2. Вызывать «Галерею фильтров » («Фильтр » - «Галерея фильтров »). И выбрать «Эскиз » - «Рельеф ».

В обоих случаях вызывается палитра настроек фильтра. Она является частью блока, который называется «Галерея фильтров ». И, кроме создания «Рельефа », в палитре можно выбрать другие фильтры для обработки изображения. Но это – тема отдельного занятия. Вернёмся к приданию объёмности нашему фото.

Палитра фильтра резкость имеет несколько основных параметров.

Основное отличие от рассмотренных ранее – она занимает всю площадь рабочего пространства. И окно предварительного просмотра становится ключевым инструментом (оригинального изображения не видно).

В нижнем правом углу находится блок установки масштаба отображения. Он будет очень полезен. Особенно, если возникнет необходимость просмотреть какой-либо фрагмент.

В правой части находятся элементы управления фильтром.

Ползунок «Д етализация » отвечает за то, какое количество мелких деталей будет «отчеканено». Его работа схожа с параметром «Эффект» фильтра «Тиснение».

«Смягчение » – шкала отвечает за то, насколько резкими будут переходы света и тени. В нашем случае не стоит устанавливать ползунок в граничные точки или чрезмерно «смягчать» границы.

Выпадающее меню направления . Увы, но фильтр «рельеф» не позволяет кардинальным образом изменять направления соотношения света и тени. Доступно ограниченное число предварительных установок. Наиболее безопасные – снизу и сверху. Варианты «бокового» тиснения эффективны лишь в условиях сильного и заметного луча света с одной из сторон фотографии.

Работа по созданию основы для наложения с помощью фильтра «Рельеф » проста. Для получения результата:

  • Скопируйте слой
  • Установите цвет основной и фоновый цвета на панели инструментов чёрным и белым.
  • Выделите слой-копию
  • Вызовите фильтр «Рельеф »
  • Установите максимально большие параметры детализации и минимальные (но не равные нулю) параметры сглаживания
  • Выберите направление придания объёма
  • Примените фильтр
  • В режимах наложения выберите наиболее подходящий, исходя из Ваших потребностей и специфики фото.
  • Отрегулируйте прозрачность слоя.

На рисунке ниже показано различие при бело/черного и черно/белого вариантов выбора основного и фонового цветов.

В первом случае объём идёт «вниз» (удаляется). При этом несколько теряется насыщенность цвета в светлых областях.

Во втором (чёрный на белом) - наоборот. Элементы изображения как бы «наплывают», приближаются к зрителю. Обратите внимание на небо – светлые тона сохраняются лучше.

Однако в обоих случаях есть большой недостаток: проявляются структура и объём там, где это нежелательно. Например, «эффект чеканки» на траве, излишне тёмный берег (особенно в режиме «чёрный на белом»).

Для удаления нежелательных эффектов можно воспользоваться ластиком. Установите кисть с мягкими краями. При этом режимы непрозрачности и нажима стоит уменьшить до уровней, не превосходящих 30%. Установки инструмента «Ластик» аналогичны установкам кисти. Более подробно о том, на что обратить внимание, можно прочитать в уроке «Выделение с помощью каналов».

  • Выделите верхний слой
  • Мягким ластиком (периодически регулируя диаметр кисти) сотрите информацию в тех местах, где излишняя структура вредит. Например, зоны неба и травы.
  • Результат можно увидеть на рисунке, приведённом ниже.

Усиление объёма с помощью фильтра «цветовой контраст»

Фильтр «цветовой контраст» мы уже проходили в рамках урока «тонкая работа по усилению резкости ». Поэтому описывать палитру установок нет смысла – достаточно прочитать предыдущую тему.

Если при работе с резкостью была задача подчеркнуть края и не дать проявиться цветовой информации, то теперь цвета нам необходимы. По крайней мере там, где будет подчёркиваться объём. Остальные зоны желательно оставить максимально серыми.

В остальном работа с данным фильтром напоминает, пройденное ранее в рамках данного урока по фотошоп.

Для экономии времени перейдём сразу к алгоритму действий:

  • Создайте копию слоя
  • Выделив копию, вызовите фильтр «Цветовой контраст ».
  • Отрегулируйте параметр «Радиус » таким образом, чтобы зоны перехода света и тени стали как можно более яркими, а зоны «плавной заливки» остались близкими к серому.
  • Нажмите ОК .
  • Выберите подходящий режим наложения слоёв
  • Отрегулируйте прозрачность верхнего слоя.

Результат применения данного фильтра можно увидеть на рисунке. При этом не стоит ограничиваться группой «Усиление резкости». Попробуйте все режимы наложения. Многие из них дадут пусть неожиданный, но весьма интересный эффект.

Фотопластикон или Имперская Панорама

Греческое stereos означает «телесный», «объемный». Объемный звук в наши дни является общепринятым стандартом, но стереофотография (или 3D-фотография) для многих остается диковинной забавой. А зря, ведь она позволяет запечатлевать реальность примерно так же, как ее видит человек.

Традиционная фотография выработала серьезный арсенал технических и художественных средств передачи объема: глубина резкости, фокусное расстояние оптики, перспектива, рисунок теней и композиция. Человеческий мозг может получить информацию о пространстве из содержания плоской картинки. Но обычная фотография неспособна передать объем непосредственно так, как его воспринимает человек.

Объем, глубина изображения - субъективная штука, поскольку мы ограничены своими органами чувств. Оси глаз человека пересекаются под определенным углом в точке, на которую направлено наше зрение. Получается пара плоских изображений, в которых имеет место смещение видимого пространства (параллакс). В результате слияния этих изображений в сознании возникает объемная картинка. Воспринимать объем позволяет расстояние между двумя точками (например, глазами), называемое стереобазой. Расстояние можно изменять, используя технические средства (например, стереобинокль или артиллерийский дальномер). С увеличением стереобазы уменьшается глубина резкости и увеличивается острота зрения.

Стереофотография - метод съемки, предполагающий наличие у камеры двух «глаз» вместо одного. Речь идет необязательно об объективах. Важен результат - кадры на пленке с необходимым смещением базы. Стереофотография не создает в реальности объемное изображение, но позволяет произвести хитрую подмену реального пространства на фотографию, особым образом снятую и подготовленную.

Способность 3D-фотографий передавать сложную структуру изображаемого объекта особенно ценна в «технических» жанрах, таких как съемка архитектуры, природных и городских пейзажей, макро. Использование стереофотографии в художественных целях дает совершенно новые творческие инструменты.

История стереофотографии

В 280 году до н. э. Евклид впервые обнаружил, что восприятие глубины пространства достигается именно потому, что каждый глаз видит немного отличающиеся картинки одного и того же объекта. Вслед за ним описал эти способности в 1584 году Леонардо да Винчи, посвятивший особенностям зрительного восприятия несколько своих сочинений. Теория стереоскопического восприятия была изложена в научной форме немецким оптиком и геометром Иоганном Кеплером в сочинении «Диоптрика» (1611). Спустя два года иезуит Франсуа д’Агийон (Francois d’Aguillion) впервые использовал термин «стереоскопия».

Примерно в 1600 году итальянский художник Джованни Баттиста делла Порта (Giovanni Battista della Porta) написал первую стереокартину. В начале XVII века его опыт повторяет Джакопо Хименти да Эмполи (Chimenti da Empoli), использовавший технику парных изображений. Спустя полтора столетия француз Буа-Клэр (G. A. Bois-Clair) создавал объемные изображения, используя метод растров. Успел попробовать себя в стереоскопических рисунках русский писатель Лев Толстой. В XX веке испанец Сальвадор Дали писал трехмерные картины, используя метод игольчатого экрана, предложенный изобретателем объемного кино - русским эмигрантом Алексеевым. Просмотр изображений, полученных с помощью растрового и игольчатого методов, не требовал никаких специальных приспособлений.

Открытие стереофотографии связано с именем профессора Лондонского Королевского колледжа Чарльза Уитстона (Charles Wheatstone). В 1833 году Уитстон создал зеркальный стереоскоп - прибор, позволяющий видеть объемную картинку, используя пару исходных картин со смещением. В качестве объектов ученый поначалу использовал свои рисунки. В соответствии с опытами была создана научная база. В 1838 году Уитстон делает исторический доклад о вопросах получения объемных изображений перед Королевским обществом в Лондоне. Доклад носил название «О некоторых поразительных и до сих пор не изученных явлениях бинокулярного видения» (On Some Remarkable and Hitherto Unobserved Phenomena of Binocular Vision).

Почему Уитстон использовал в своем стереоскопе рисунки, а не фотографические изображения? Ответ прост: фотография была изобретена французом Дагером только спустя шесть лет после открытия Уитстона - в 1839-м. Первые снимки, сделанные стереоскопическим методом, Уитстон представил общественности только в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне.

Первый фотоаппарат с двумя объективами, предназначенный для создания стереопар, создан в 1849 году шотландским ученым Давидом Брюстером (David Brewster). Брюстер, кроме того, является создателем простого стереоскопа без зеркал. В 1855 году француз Бернард создает первую зеркальную насадку для обычных однообъективных фотокамер, позволяющую снимать стереопары. Чуть позже англичанин Барун усовершенствовал данную конструкцию.

Одним из первых, оценивших потенциал 3D-фотографии, был английский репортер Роджер Фентон (Roger Fenton), который в 60-е годы XIX века путешествовал по России и является автором серии снимков, посвященных Русско-турецкой войне. В те же годы трехмерной фотографией заинтересовался известный французский фотограф Антуан Клод (Antoine Claude), открывший в 1851 году лондонский «Храм фотографии». По словам Клода, стереоскоп в дешевой и компактной форме преподносит модель всего, что существует в различных участках земного шара. Интересно, что именно Клод в 1853 году запатентовал метод получения стереофотографий.

В 1858 году француз Жезеф д’Альмейда (Joseph d’Almeida) открыл анаглифный метод создания объемных изображений, который позволял просматривать трехмерные картинки с помощью очков с красным и зеленым стеклами. Этот метод применялся для создания книг, открыток, комиксов, географических карт. В 1920-х появляются первые анаглифные фильмы, которые называли пластиграммами.

В начале XX века французский физик Йонас Липпман (Jonas Lippmann) открыл метод создания изображений, не требующий специальных приспособлений для просмотра. Изображения должны иметь особую поверхность на основе линзовой решетки (растра). Поверхность состоит из микролинз, под которыми находятся фрагменты изображений для правого и левого глаз. Рассматривая изображение под определенным углом, можно видеть объемное изображение. Фотограф Морис Бонне (Maurice Bonnet) впервые использовал растровый метод в 1930-х годах для создания объемных портретов.

В наши дни метод создания растровых изображений предполагает подготовку бумажной подложки на компьютере, которая затем печатается обычными средствами и снабжается пластиковым экраном с линзовым растром. Данный способ применяется при создании карманных календарей с трехмерными картинками или меняющимся изображением (вариоэффект).

Стереофотография появилась практически одновременно с обычной фотографией. Однако потребовалась почти сотня лет, чтобы она приобрела массовую популярность. В начале XX века стереофотография воспринималась как массовое развлечение, а не вид искусства. Пользовались популярностью аттракционы, основанные на стереоскопическом эффекте. Распространение получили ящички со стереографическими изображениями, на которых были запечатлены виды далеких стран, сделанные путешественниками, деревенские зарисовки и обнаженные натурщицы.

В первой половине XX века интерес к стереофотографии был весьма высок. Первые камеры, выпущенные компанией Franke & Heideke, были предназначены именно для стереосъемки: Heidoskop (1920), снимающий на листовую пленку, и Rolleidoskop (1922), в котором использовался рольфильм (формат стереопары 6 x 13 см). Вскоре в продаже появляется Stereoflektoscop компании Voigtlander (формат 6 x 13 см) и Verascope француза Юлия Ричарда (формат 45 x 107 см, пленка тип 127).

В 1939 году американец Вильям Грубер (William Gruber) основал компанию View-Master, которая спустя год выпускает узкопленочную стереокамеру. Компания View-Master произвела на свет немало инновационных приспособлений для съемки и просмотра 3D-фотографий и кинофильмов.

Появление в конце 1930-х годов цветной слайдовой пленки Kodachrome с высокой детализацией, а также рост популярности компактных узкопленочных камер способствуют появлению в 1940–50-х большого числа стереокамер с форматом кадра 24 x 23 мм (Edixa, Iloca, Kodak Stereo, Stereo-Realist) и 24 x 29 мм (Belplasca, Verascope F40). Немецкие фирмы Zeiss (Contax) и Leica предлагают зеркальные адаптеры, позволяющие получать объемные фотографии на обычных дальномерных камерах. Отметим, что конструкция с третьим визирующим объективом или дальномером вплоть до сегодняшнего дня не претерпела принципиальных изменений.

В 1950–60-е годы наблюдается всплеск массового интереса к стереофотографии. Выпускаются специальные камеры и стереонасадки, стереоскопы для просмотра изображений. Продаются сувенирные наборы, состоящие из парных слайдов с изображением мировых достопримечательностей. Стереокамеры применялись при съемке поверхности Луны, Марса и Солнца в американских космических программах.

В будущем трехмерная фотография наверняка станет привлекать намного больше внимания, чем ей уделяется сейчас. Безусловно, это зависит от технической базы, которая постоянно совершенствуется. Пока же доступны два простых способа создания трехмерных фотографий.

Приемы фотографирования для передачи глубины пространства на фотографии

Управление глубиной резко изображаемого пространства

Все же одно свойство, схожее с устройством зрения, наши объективы имеют. Это ГРИП - глубина резко изображаемого пространства. Вам кажется, это не так из-за того, что в основном мы видим все вокруг резким? А поднесите палец к носу и сфокусируйтесь на нем. Задний план уйдет в размытие. Используя малую ГРИП, мы выделяем главный объект съемки, фокусируясь именно на нем. При этом второстепенные персонажи и фон размываются, имитируя наш механизм зрения.
Конечно, этот способ не применяется в пейзажной съемке, где все планы должны быть в зоне резкости.

Как получить малую ГРИП и красивое боке:

  • Чем больше открыта , тем больше размытие.
  • Используйте светосильные объективы. Я, например, чаще всего фотографирую на значениях диафрагмы в диапазоне 1.8–2.2;
  • Чем длиннее фокусное расстояние, тем больше размытие, красивее боке, пластичнее картинка;
  • Чем ближе к модели (крупнее портрет), тем больше размытие;
  • Камера с полной матрицей дает большее размытие, чем кроп;
  • Чтобы было чему размываться, не нужно ставить модель близко к фону (у самой стены, забора, дерева). Всегда лучше разнести их на планы с разными зонами резкости. Этот совет применим и для студийной съемки.

Очень часто в студии яркими стенами на заднем плане и множеством реквизита сложно выделить модель. А стоит отдалить ее от фона и снять с открытой диафрагмой - и фотографии выглядят уже гораздо искуснее, с акцентом на главном. С интерьером тоже нужно уметь работать!

Разделение всей сцены на передний и задний план

Наверняка все, кто имеет хотя бы небольшое представление о композиции, знают, что нужно стараться использовать несколько планов на фотографии. При съемке пейзажей все об этом помнят, но при съемке портретов часто дружно забывают. А ведь никто не отменял эффект плановости как способ передачи глубины.

Задний план - фон. Его надо подобрать так, чтобы ничего не торчало как будто из модели, красиво размывалось в боке (конечно, если это не пейзаж). Используйте правила линейной, воздушной и цветовой перспективы (подробнее ниже). Средний план - это и есть наша модель, главный объект съемки. Неплохо бы в одной плоскости с моделью поместить еще что-то, что будет в зоне резкости (кустик, веточки с листиками или цветами на дереве). Это придаст дополнительно ощущение глубины и плановости.

Передний план - именно о нем часто забывают в портретной съемке. Он помогает еще лучше передать глубину. Из переднего плана можно создать своего рода рамочку, обрамление сюжета - эффектный ход построения композиции. К тому же таким способом передается ощущение подглядывания, когда хочется передать непринужденность и естественность сцены.
В качестве переднего плана можно использовать ветки кустов, цветы, низкие ветви деревьев. Если таких рядом нет, попросите ассистента подержать заготовленные веточки перед камерой. В студии можно использовать подходящий реквизит, цветы, выглядывать из-за приоткрытых дверей.

Передним планом может выступать и просто трава, размытая в боке: просто понизьте точку съемки и снимайте сидя или лежа. Если в съемке используются летящие предметы (цветочные лепестки, осенние листья, перышки, бумажные странички, конфетти и т. п.), попросите ассистента разбрасывать их в разных плоскостях от модели, чтобы были как в зоне резкости, так и размытые на переднем и заднем планах. Такие вот детали эффектно «вводят» зрителя в картинку, когда как бы вылетают из реальной жизни в фотографию.
Бывает, не получается поместить что-то на передний план сразу при съемке (например, не влезает в кадр). Тогда можно сфотографировать подходящую веточку отдельно и потом добавить, используя Photoshop, или с помощью этой же программы создать передний план из заготовок на прозрачном фоне, найденных в Интернете. Не забудьте их размывать в разной степени в разных плоскостях.

В пейзажной фотографии часто используется широкоугольный объектив для эффектной подачи переднего плана. Расположенные впереди объекты (камни, бревна, мост и проч.) как бы затягивают нас в картинку. Геометрические искажения широкого угла в этом случае только на руку. Этот же прием можно применять и в портретах, усиливая передний план и эффект «затягивания».

Линейная перспектива

Это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов, расположенных на плоскости. Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем он крупнее.

Первый признак линейной перспективы - уменьшение масштаба удаляющихся предметов, второй - стремление параллельных сойтись в одной точке на линии горизонта.
Что делать, чтобы передать эту самую линейную перспективу в кадре :

  • выбирайте удачно задний фон. Уходящая вдаль тропинка (прямая или извилистая), дорога, рельсы, ряд домов, длинный коридор, столбы или колонны - все это помогает в передаче перспективы и создании эффекта присутствия зрителя в кадре;
  • старайтесь располагать модель и схождение линий перспективы в силовых точках, но не в одной и той же;
    не располагайте линии так, чтобы они уводили взгляд из кадра. Взгляд должен следовать внутрь кадра и блуждать по нему;
  • иногда можно использовать широкоугольный объектив, приблизившись к модели. Он усиливает передачу перспективы, так как в жизни мы смотрим на мир тоже под широким углом. При этом располагайте модель посередине, так как геометрические искажения усиливаются к краям кадра.

    Тональная перспектива

    Это физическое явление, суть которого в том, что свет, проходящий через прозрачную среду - воздух, преломляется, рассеивается и отражается. В зависимости от состояния атмосферы, ее загрязненности и влажности свет рассеивается в воздушном слое в большей или меньшей степени. Тогда мы видим воздушную дымку (высветленные дали). Теперь понимаете, почему такие воздушные пейзажи получаются ранним утром или в туман, когда воздух чистый и влажный?
    Для передачи воздушной перспективы следует помнить, что чем дальше объект:

  • тем менее насыщенные тона;
  • менее четкие очертания объектов съемки (дымка);
  • мягче контраст;
  • светлее детали.

Если вам повезло и вы фотографировали рано утром на рассвете, то, возможно, все эти нюансы камера и передаст. В противном случае это просто можно учесть при обработке:

  • снизить насыщенность заднего плана;
  • поднять резкость и четкость на модели (и переднем плане в пейзаже);
  • поднять контраст ближних объектов, оставляя задний план не контрастным;
  • добавить световые пятна на задний план или нарисовать туман, дымку (белой кистью с малой прозрачностью в режиме наложения «Экран»);
  • затемнить передний план, сделать виньетку.

Цвет

Цвет и объем также тесно взаимосвязаны. Выступающие (теплые) цвета воспринимаются ближе, отступающие (холодные) - дальше своего настоящего положения. Это явление называется хроматической стереоскопией. Данный эффект художники с успехом используют для передачи трехмерных форм. Его действенность проверена при практике живописи и при работе с интерьером и гардеробом. Отступающие и выступающие цвета способны визуально искажать трехмерное пространство или делать плоскость объемной, рельефной.
Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу зазвучать ярче, громче. Теплый становится еще теплее, а холодный - еще холоднее.

Используя контраст теплого и холодного, можно выделить на фотографии главное. На пространственные свойства влияют также разница светлоты и контраст цветовых пятен объекта. При большом контрасте меньшее цветовое пятно становится броским и выделяется как фигура, а большее воспринимается как фон. Броские и контрастные цвета выдаются вперед и выступают. При небольшом и среднем контрасте серые цвета удаляются.

Как использовать цветопередачу для усиления эффекта объема в фотографии:

    продуманно подходите в плане цвета к выбору модели (цвет волос), фона, одежды, предметов интерьера и реквизита;

    можно использовать при фотосъемке источники света разной температуры. В студии это может быть холодный свет от окна в сочетании с постоянным теплым искусственным светом, также подойдут постоянные источники разной цветовой температуры. В интерьере можно комбинировать естественный свет от окна или отраженный свет вспышки в совокупности с теплым светом ламп, свечей, гирлянд на заднем или переднем плане;

    тонируйте фотографию в процессе пост-обработки. Вариантов множество: от раздельного тонирования (сплит-тонинг) светов и теней в теплые или холодные в «полуавтоматическом» режиме функциями фотошоп до раскраски кистью нужных объектов (в режиме «Мягкий свет»);

    уделяйте внимание не только гармоничным цветовым схемам, но и количеству каждого цвета на фотографии. Выделите цветом главные объекты и детали, на которых хотите сделать акцент;

    правильно работайте с насыщенностью: насыщенные и чистые цвета воспринимаются ближе, а менее насыщенные - дальше.

В идеале нужно, чтобы на фотографии было применено несколько из вышеперечисленных приемов. Тогда ваши фотографии оживут и заиграют, как и в трехмерной реальности.