Сущность и характеристика социальной работы. Сущность социальной работы в россии. Определение объекта социальной работы

С конца 80-х гг. в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры, трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается свойственная уходящему обществу система ценностей. В морально-психологическом плане содержанием подобных процессов являются атмосфера нетерпимости и конфронтации, неуважение к закону, рост преступности и насилия. Возможно, никогда прежде описанное Э. Дюркгеймом состояние аномии, т.е. безнормативности, кризиса морально-этических норм, крушения прежних ценностей, на смену которым еще не пришли новые, не проявлялось столь остро. Социальное развитие принимает деформированные формы, вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов. И теоретически, и практически преобразования систем такого масштаба, включающие экономику, политику, социальные отношения, менталитет общества, требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств их преодоления.

Поверхностный подход к возможным трансформациям, социально-политическое реагирование на уровне «здравого смысла», когда рассматривают только одну сторону проблемы, один аспект явления действительности, не принимая в расчет всей сложности их системных связей, зависимостей и опосредований, не моделируя прогнозов последствий того или иного вмешательства, к сожалению, неоднократно демонстрировали в лучшем случае - достижение (наряду с поставленной целью) также и нежелательных, побочных результатов, а в худшем случае - получение результатов, противоположных намеченной цели.

Сложное сплетение различных сторон действительности обусловливает поликаузальность социальных проблем общества. Это, в свою очередь, предопределяет множественность социальных технологий и методик, которые- призваны разрешать эти проблемы. Характер и состояние различных параметров социальной сферы, уровень ее развития зависят от многих обстоятельств, и попытка редуцировать все к немногим избранным факторам, «удобным» по той или иной причине, может привести к серьезным просчетам при разработке и реализации социальных программ. Среди упомянутых обстоятельств следует отметить:

Состояние производительных сил, их потенциальную и актуальную наукоемкость, способность воспринять и использовать достижения научно-технологической революции;

Социально-экономическую модель общества;

Социальную стратификацию общества и уровень реализации интересов различных групп в политической структуре;


Зрелость духовной культуры общества.

Механизмом, при посредстве которого должны осуществляться в основном изменения в обществе, является социальная политика государства, обусловливающая реализацию объективных возможностей экономического, политического и духовного потенциала общества.

Опыт социальной политики, проводившейся при Советской власти, а также итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в настоящее время разрабатывать концепции социальной политики, решительно отвергающей «валовой» подход, оказание всеобщей, безадресной помощи. Причина этого - не только экономические трудности государства, неспособного обеспечивать «сплошную» социальную поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание роли индивидуальной ответственности, инициативы. Приоритетными объектами социальной поддержки считаются малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, которые столкнулись с реальной угрозой экономической и социальной деградации, - инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей этих групп населения, личностный характер помощи. Такой подход получает правовое обеспечение в Российской Федерации и ее субъектах в виде федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и других нормативных актов.

Одна из ведущих форм социально-политического, организационно-управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию, инструмент осуществления социальной политики - профессиональная социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством определения их проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой натуральной, финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблемных ситуаций.

Сущность социальной работы - оказание помощи индивидам и различным группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные права весьма многогранны и обеспечивают социальное функционирование личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа, весьма обширны и разнообразны; более того, в конкретной социальной ситуации пересекаются различные виды и типы социальных проблем.

Прежде всего объектом социальной работы являются не только отдельные лица, но и их группы - семьи, трудовые и соседские коллективы, молодежные или профессиональные группы, объединения лиц, испытывающих сходные трудности. Поэтому каждое действие социального работника, каждая применяемая им технология или методика обязательно должны сочетать индивидуальные и групповые методы: разрешение проблем отношений детей и родителей или межсупружеских отношений, коммуникативных трудностей сотрудников какого-либо предприятия, межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения личности людей, вовлеченных в конфликт. Личностные изменения тех, кто обратился за помощью, также невозможны без переструктурирования социальных связей их ближайшего социального окружения.

В связи с этим анализ проблем социальной работы на первом этапе выявляет их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе пирамида причинно-следственных связей и опосредований может включать в себя все уровни - от индивида до общечеловеческого или планетарного масштаба (неоспоримо, например, что одной из причин голода и бедности являются глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов), однако, учитывая это, социальный работник при анализе положения клиента, выборе конкретных технологий помощи ему должен рассматривать в первую очередь проблемы и причины оперативного характера, на которые он в состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или улучшить социальную ситуацию клиента.

Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера осуществления власти. Социальная работа, по определению, свойственна демократическому обществу и социальному государству. Однако ни демократия, ни социальность не являются стабильными константами. Политическая декларация или даже юридическая фиксация демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией. Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения непосредственно влияет на социальную активность людей. Неудачные структуры власти, когда-то соответствующие потребностям времени, а потом безнадежно устаревшие, могут сделать неэффективной социальную политику, даже если ее предпосылки были вполне успешными. Наконец, личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений, на восприятие этой деятельности со стороны населения.

Важную роль в современной действительности играют социально-экологические проблемы, причем их значимость определяется не только негативными последствиями неконтролируемого, экстенсивного развития техногенных процессов - техногенными катастрофами, загрязнением природы и снижением стандартов окружающей среды. Масштабы даже повседневного, некатастрофического антропогенного воздействия на различные системы нашей планеты сегодня превышают способности Земли к самовосстановлению. Любой акт человеческой деятельности, даже если будет основан на современнейшей технологии, неизбежно влечет за собой тепловое загрязнение атмосферы. В то же время остановить техногенное воздействие человека на природу невозможно. Социально-экологическое содержание в той или иной мере присуще всем социальным технологиям и методикам, причем мера его выраженности зависит не только от конкретных условий их осуществления, но и от уровня развития общечеловеческой и экологической культуры людей.

Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет характер социально-экономических проблем, причем значение это многопланово. Во-первых, количество финансовых средств, которые общество и государство способны выделить для решения тех или иных социальных вопросов, зависит не в последнюю очередь от состояния экономики. Во-вторых, немалое количество проблем в обществе имеет природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными. В-третьих, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе невозможно без разрешения социальных проблем: трудность проведения реформ в России не в последнюю очередь объясняется тем, что большинство населения утратили в ходе этих реформ свой социальный и имущественный статус, т.е. их положение ухудшилось. Вместе с тем без роста образованности, физического и социального здоровья, социальной компетентности и политической грамотности населения невозможно развивать новые, высокотехнологичные виды деятельности, реализовывать многообещающие социальные технологии.

Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С одной стороны, все более парциальная система общества, учитывающая все более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных слоев и групп, является атрибутом демократическою и социального развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если не всех, то хотя бы максимального числа интересов и предпочтений. Общество находит возможность институциализации и признания взглядов меньшинства в рамках субкультуры, уже не стремясь подогнать всех индивидов под один ранжир. С другой стороны, социальная дифференциация, наделяющая одни группы общества богатством, властью и информацией и оттесняющая другую часть населения от этих важнейших источников социальных ресурсов не только на грань бедности, но иногда и за грань физиологического выживания (причем причины такой дифференциации ни объективно, ни субъективно не оправданы), не может служить залогом социальной стабильности. В современном обществе, с его преимущественно ненасильственными способами социального управления и регулирования, социальные различия могут существовать только на. основе общественного согласия, когда они признаются приемлемым большинством населения, Резкое упрощение социальной структуры, в которой маленькому слою (6-10% населения) сверхбогатых противостоит остальная масса - малоимущих, неимущих и бедных, - придает уязвимость социальной системе.

Специфический комплекс социальных проблем составляют поведенческие проблемы. При анализе девиантного поведения индивидов или групп привычно выделяют категории алкоголиков, наркоманов, преступников, проституток и т.д. Но понятие девиации несколько шире. Чтобы определить отклонение, необходимо в первую очередь конкретизировать понятие нормы, того обшесоциального нравственно-поведенческого, ценностно-регулирующего ядра, от которого и «отклоняются» носители девиантного поведения. В процессе такого анализа выясняется, что проблема определения нормы чрезвычайно сложна, исторически изменчива и социально конкретна. Девиантное поведение (и социальный работник при анализе ситуации должен иметь это в виду) может быть либо проявлением асоциальности или даже антисоциальности, либо вариантом поискового, эвристического поведения, которое в недалеком будущем может стать нормой для большинства.

По мере развития в мире информационной революции все большее значение приобретают социальные проблемы доступа к информации, коммуникационного обеспечения жизнедеятельности. Мнение о том, что информация - это власть, причем одна из самых эффективных, стало формироваться в начале XX в., с появлением технических средств массовой информации (СМИ). Теоретический анализ механизмов поведения толпы (проведенный Г. Лебоном) совпал с художественным осмыслением этого процесса1; в период, когда средствами массовой коммуникации были лишь грампластинки и весьма примитивное радио, проницательные мыслители уже предвидели огромное воздействие СМИ на массы и их огромную опасность, обусловленную возможностью манипулировать людьми.

Оставив в стороне политические технологии, невозможные без использования СМИ, отметим, что в социальной сфере информационные процессы также имеют большое значение. Недаром масштабные (в рамках целых стран) социальные проекты, направленные на стабилизацию социально-экономической обстановки в некоторых государствах, известных прежде крайней нестабильностью, обязательно включали в себя выравнивание социального неравенства и обеспечение максимально широкого доступа к информации (как к ее получению, так и распространению собственных мнений и взглядов) максимально широких слоев населения. Доступ к информации и информационным технологиям, помимо всего прочего, – это как бы пропуск в XXI в., это тот рубеж, не преодолев который, нельзя надеяться на включение в современные, прогрессивные, инновационные процессы, на достижение высокого статуса в обществе будущего.

Проблемы символизации и моделирования мира относятся к области социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу социальной работы. Однако в действительности это область осмысления мира, его ценностного анализа и освоения. Даже словесное оформление идей и образов может оказывать определенное влияние на самочувствие и деятельность человека (сравните термины ^увольнение с работы» и «высвобождение с работы»). Давая наименование какому-то явлению, мы тем самым наделяем его определенными представлениями, которые влияют на наше восприятие содержания. Длительные (и еще незавершенные) споры о названии профессии социальной работы подчеркивали в каждом предлагавшемся термине (соционом. социальный инженер, социальный работник и др.) различные стороны этой деятельности. Символизация мира заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы.

Так, «мистическая сила закона» существует автономно от действующих кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с «обычным правом» ранних государственных образований и может отсутствовать при самой виртуозно разработанной системе законодательства. «Образ личности» изменяется исторически и этнически, при этом наряду с множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому времени и народу идеальное представление о том, что такое личность. Наконец, трудноформулируемая, но властная система ценностей, которая превращает совокупность индивидов в общество, причем общество определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей, некоторым образом отличающейся от общей, - это тоже относится к миру символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности характеризует разумную, интеллектуально-психическую сторону деятельности человека.

Сущность и содержание социальной работы с семьей.

Современная семья призвана не только решать многочислен-ные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи-тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози-тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур-сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле-дующие функции:

Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

Социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

Координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со-циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с. (с. 61)..

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

v Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

v Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

v Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

v Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2. - Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

· сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

· предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

· содействие в открытии предприятий семейного типа;

· профессиональная ориентация детей и подростков;

· выплата пособий по временной не занятости;

· консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

· оказание помощи в кадровом обеспечении;

· социально - психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую рол в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются:

1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).

5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

Повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;

Помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

Повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

Помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни;

Регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

Заключение.

В работе мы проанализировали типы семей, выделили среди них актуальные для социальной работы: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Перечислили основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно - бытовой, экономической, сфере первичного социального контроля, сфере духовного общения, социально - статусной, досуговой, эмоциональной, сексуальной. Тем самым, подтвердив потребность общества семье, как социальном институте.

Описали проблемы современных семей, разбив их на несколько групп: Социально - экономические проблемы, Социально - бытовые проблемы, Социально - психологические проблемы, Проблемы стабильности современной семьи, Проблемы семейного воспитания, Проблемы семей группы риска.

Перечислили направления социальной работы с семьей и раскрыли их содержание: социальная защита семьи, социальная поддержка семьи, социальной обслуживание семьи. В рамках социального обслуживания семьи заострили свое внимание на Центрах социально помощи семье и детям.

Пришли к выводу, что современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Список литературы.

1. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. - 479 с.

2. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с.

3. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004 - 692 с.

4. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с.

5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004. - 236 с.

6. Технология социальной работы с семьей и детьми / Департамент труда и социальной защиты Ханты - Мансийского АО / Под общ. ред. Ю. В. Крупова. - Ханты -Мансийск: ГУИП «Полиграфист», 2003. - 117 с.

7. Словарь справочник по социальной работе. Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1997. - 397 с.

8. Технологии социальной работы/Под ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.

9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире

Организация социальной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительном учреждении (на примере ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области)

Правовая защита семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, как одно из направлений деятельности специалиста по социальной работе

Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличиваться детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями...

Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом

Социальная адаптация в современных условиях

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды...

Социальная работа с многодетными семьями

Социальные проблемы военнослужащих

Реальную социальную работу с военнослужащим и его семьей можно осуществлять, используя определенные методы. Первая группа методов получила название организационных методов...

Технологии социальной работы с многодетной семьей

Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на: 1. экстренные...

Технология социальной работы с наркозависимыми и их семьями (на примере реабилитационного центра Екатеринбургской епархии)

Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы...

Технология социальной работы с семьей

1.1. Сущность социальной работы

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.

Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.

Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

1.2. История развития социальной работы с малоимущими

Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи – милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).

Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл. Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.

Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.

Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).

Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение – основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).

Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Так, первый этап: X – середина XVIII вв. – отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: “закрытое” – в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), “открытое” – вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап: середина XVIII–середина XIX вв. – функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).

Третий этап: реформы 1861 г.–1917 г. – период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, “открытость” и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых – это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.


Оценки. Понятия прожиточный минимум и черта бедности стали едва ли не самыми часто употребляемыми социально-экономическими терминами. Спорят, однако, не только политики, но и исследователи. Несмотря на то что за последние два десятилетия написано немало работ, посвященных данным вопросам, понятие бедности по-прежнему остается дискуссионным. Диапазон мнений здесь достаточно широк и колеблется от...

Важной первичной инф-ции, без чего в практике С.р. невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение эффективности данной проф. д-сти. 46. Основные формы технологий социальной работы в пенитенциарной системе Теоретическое обоснование различных направлений с. р. в общ-ве, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории с. р. показало, что...



Научной литературы. 5. Активизация работы со школами района – создание школьных отрядов для помощи престарелым и больным людям, нуждающимся в социальной поддержке. 6. Инициация взаимоотношений с факультетом Социальной работы и туризма Марийского государственного технического университета, предложение студентам факультета мест для прохождения производственной и преддипломной практики в центре...



... – поддержка; – признание и оценка сделанного в ходе волонтерского движения. 4.2 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы Тема «Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района» опирается на следующую нормативную базу: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября...

Аннотация. Тема посвящена изучению сущности и содержания соци­альной работы в современных условиях политического и социально-эко­номического развития Российской Федерации и ее связи с государствен­ной социальной политикой. Определяются особенности социальной рабо­ты в условиях модернизации современного российского общества.

Цель: познакомить студентов с особенностями социальной работы как общественного явления, при этом социальная работа в концептуаль­ном плане рассматривается как система теоретической и практической деятельности, которая базируется на определенной научно-методологи­ческой основе и представляет собой органичное единство теории и прак­тики.

Российская Федерация, являясь согласно Конституции социальным государством, реализует социальную политику, ориентируясь на общегосударственные интересы и согласуя свою деятельность с экономической, внешней и оборонной политикой. Эта политика направлена на удовлетворение ин­дивидуальных потребностей граждан в жилье, образовании, медицинском обслуживании, социальной защите. Для свое­го успешного функционирования общество нуждается так­же в поддержании гражданского согласия и общественного порядка. Поэтому с помощью социальной политики государ­ство создает систему поддержки семьи, облегчая ее задачу ухода за детьми, престарелыми и больными.

Таким образом, социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, направленная на ре­ализацию гражданских прав, свобод и потребностей граждан и воплощенная в социальных программах и практике регули­рования социальных отношений в обществе.

Субъектами социальной политики являются государство, осуществляющее свою социально-политическую деятельность посредством функционирования государственной власти, и ор­ганы власти федерального, регионального и местного уровней.

С точки зрения объекта приложения усилий, социальная политика ориентирована на решение проблем различных ка­тегорий населения, нуждающихся в социальной поддержке и помощи государства.

Элементами реализации социальной политики являются социальное обеспечение, социальная помощь, социальная за­щита, социальная работа. Основной из них - социальная рабо­та, которая непосредственно на практике реализует принципы социальной политики.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимо­связаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимо­обусловленными сторонами: научно-познавательной и практи-ко-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. Социаль­ная политика - более широкое понятие, определяющая сторо­ны социальной работы. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более ди­намична, подвижна, богата по своему содержанию в сравне­нии с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерас­торжимо. Какова социальная политика, такова и социальная Работа. Реализация содержания, форм и методов социальной

работы целиком и полностью определяется социальной поли­тикой. В то же время социальная работа - деятельность по со­циальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом - не может не сказаться (в конечном счете) на ориентирах соци­альной политики, ее целях и задачах.

Обычно социальную работу рассматривают как деятель­ность, направленную на оказание помощи и поддержки соци­ально уязвимым группам населения. Однако ее можно (и нуж­но) рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении и жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев населения.

В наиболее общем виде под социальной работой в обще­стве понимается системная гуманитарная деятельность, на­правленная на обеспечение социальной защиты, социальной помощи, самореализации личности и коллектива.

Социальная работа как самостоятельный вид професси­ональной деятельности получила признание в России в 1991 г. Предпосылками ее становления и развития являются попечи­тельство, благотворительность, различные формы социаль­ной помощи и поддержки человека, оказавшегося в слож­ной жизненной ситуации, имевшие место в России на всех этапах ее исторического развития. Официальное «рождение» профессии «социальная работа», регистрация ее в Квалифи­кационном справочнике должностей руководителей, специ­алистов и служащих является юридическим оформлением того, что было накоплено теорией, практикой, историей наро­дов России.

В практическом плане социальная работа - это осущест­вляемая профессионально подготовленным специалистом де­ятельность по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизнен­ные проблемы (личностные, семейные, групповые, производ­ственные и др.).

Основное назначение социальной работы - это обеспе­чение достойного материального, социального и культурного уровня жизни граждан, восстановление в случае необходи­мости их способности к функционированию в обществе.

Профессиональная социальная работа предполагает за­щиту потребностей, интересов, человеческого достоинства, прав личности на достойную жизнь.

Основными признаками и характерными особенностями социальной работы являются: целенаправленность, предмет­ность и преобразующий характер, детерминированность об­щественными условиями и превентивный характер.

Таким образом, цели социальной работы отражают ее конструктивный характер и многоплановое содержание. В своей основе они направлены на создание социальных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности социума; активизацию собственных сил клиентов для реше­ния трудных социальных задач; оказание помощи тем, кто не в состоянии сам справиться со своими жизненными пробле­мами.

Социальная работа - это инструмент реализации поли­тических установок субъектов социальной политики, как бы практическая область (срез) социальной политики. Полити­ка является ее организационной основой, выполняя важную методологическую функцию. Такая постановка проблемы от­нюдь не принижает значимость социальной работы, а, наобо­рот, подчеркивает ее утилитарный характер, практическую на­правленность, без чего политические установки превратятся в декларацию.

Но вместе с тем социальная работа - это и самостоятель­ная область деятельности со своими субъектами и объектами. В рассматриваемом аспекте социальная работа является тем средством социальной политики, набором инструментов, кото­рые позволяют ей выйти на конкретного человека, что и явля­ется целью любой социально-политической деятельности.

Социальная работа как разновидность профессиональной деятельности имеет уже достаточную историю накопления эм­пирического материала как в России, так и за рубежом. Обоб­щение и теоретическое осмысление опыта ее организации позволяют сделать вывод о том, что социальная работа уже заявила о себе как целостная система научных знаний 1 .

Научно-теоретичесние основы социальной работы представляют собой совокупность научных положений и вы­водов комплекса общественно-гуманитарных научных дис­циплин, характеризующих различные стороны становления, функционирования и развития социальной работы. К ним прежде всего относятся парадигмы исследования проблем социальной работы, а также научно обоснованные сведения о закономерностях и принципах, целях и задачах, структурах и функциях, формах и методах, ресурсах и средствах, мето­диках и приемах социальной работы. Кроме того, к научно-теоретическим основам относятся выводы о путях развития нормативно-правовой и материально-технической базы со­циальной работы.

Научный анализ событий и явлений общественной жизни, всесторонний учет тенденций развития практики социальной работы обеспечивают политический подход к решению обще­ственно-социальных задач, соответствие содержания социаль­ной работы современным требованиям. Чтобы правильно, с на­учных позиций организовывать и проводить социальную работу, в единстве теории и практики решать задачи социальной защи­ты граждан, руководители всех органов управления должны овладевать теорией социальной работы, которая в концентри­рованном виде представляет собой современную концепцию ее организации и проведения в обществе.

1 См.: Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985-2001. - М.: МГСУ, 2002.

Концепция социальной работы отражает систему на­учных взглядов, вытекающих из официальных руководящих документов и практического опыта жизнедеятельности совре­менного российского общества. Она определяет понимание сущности и содержания, целей и функций социальной рабо­ты, а также процессов ее реализации, единого замысла ее проведения с различными категориями и группами граждан. Междисциплинарный характер теории социальной работы объективно требует системного подхода к исследованию ее содержания, структуры, функций, способа обоснования и пос­троения целостной системы научных знаний.

Социальная работа в концептуальном плане может рас­сматриваться как система теоретической и практической деятельности, которая базируется на определенной научно-методологической основе и представляет собой органичное единство теории и практики.

Наличие основополагающих теоретических положений имеет определяющее значение для познания закономерностей социальной работы, развития ее принципов, форм и методов.

Методологической основой социальной работы являют­ся целостная научная система философских, экономических, социально-политических взглядов, составляющих мировоз­зрение людей; наука о познании и преобразовании мира, о за­конах развития общества, природы и человеческого мышле­ния. Знание теории социальной работы вооружает кадры со­циальной работы методологией анализа и оценки сложных об­щественно-политических явлений и процессов, позволяющей научно прогнозировать пути решения социальных проблем 2 .

Знание основных положений современной концепции со­циальной работы, ее теоретических и практических.аспектов дает возможность глубоко проникнуть в сущность самой со­циальной работы, исследовать ее закономерности и принци­

пы, проследить основные тенденции ее развития, определить наиболее целесообразные формы, методы и средства соци­альной поддержки и защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная работа имеет свою организацию, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодей­ствует с другими, выполняет те или иные функции. Такого ро­да организация называется целостной системой, состоящей из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов. Это субъекты и их полно­мочия, подсистема управления, формы и методы реализации, объекты и связующие их цели, принципы, средства и функции.

Концептуальное видение социальной работы предполага­ет рассмотрение ее как системы. В связи с этим необходимо выделить основные компоненты, из которых складывается система социальной работы в современных условиях в Рос­сии. Кратко рассмотрим их сущность и содержание.

Объекты социальной работы - это те граждане и катего­рии населения и члены их семей, которые нуждаются в соци­альной поддержке, помощи и защите. Кроме того, к ним отно­сятся негативные тенденции и социальные процессы, а также острые проблемы в обществе, которые возникли в силу ряда объективных неблагоприятных социально-экономических ус­ловий в стране и требуют разрешения или урегулирования со стороны государства.

Субъекты социальной работы - это должностные лица и специальные структуры (органы и силы), призванные осу­ществлять функции социальной работы среди различных ка­тегорий и групп граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Методологическая база социальной работы включает в себя совокупность конституционных и правовых норм, под­законных актов государства и научно обоснованных теорети­ческих положений, принципов и методов, категориальный ап­парат, на основе которых строится теория и практика социаль­ной работы в обществе.

Цели и задачи социальной работы - это предполагаемые промежуточные и конечные результаты, которые выступают системообразующей основой для ее организации, управления и проведения среди граждан.

Принципы социальной работы представляют собой руко­водящие положения, нормы и правила, регламентирующие деятельность должностных лиц по ее управлению, организа­ции, определению содержания, форм и методов проведения мероприятий.

Функции социальной работы представляют собой основ­ные разновидности деятельности ее субъектов, направлен­ные на решение тех или иных социальных проблем граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. К ним относятся социальная защита, социальная поддержка, социальная по­мощь, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование и др.

Социальные потребности - это совокупность их нужд, запросов и интересов в социальной сфере жизнедеятельности общества, которые стимулируют людей к социальной актив­ности и требуют своего удовлетворения в процессе социаль­ной работы.

Ресурсы социальной работы - это система правовых норм, льгот, финансовых средств, материальных благ и дру­гих социальных привилегий, которые вытекают из социального статуса гражданина и используются субъектами социальной работы для решения широкого круга задач и проблем в соци­альной сфере.

Технологии социальной работы - это механизмы выра­ботки и реализации социальных программ, а также комплексы Форм, методов и материально-технических средств, применя­емые для достижения целей и решения задач социальной ра­боты в обществе.

Социальная работа в узком смысле слова может быть представлена как совокупность целенаправленных и строго регламентированных действий, операций и процедур, осу­ществляемых должностными лицами и специальными струк­турами государственных органов власти в соответствии с ее целями и задачами.

Управление системой социальной работы - это деятель­ность органов государственного управления, которая наце­лена на выработку и принятие решений, руководство силами и средствами, планирование, организацию и координацию усилий субъектов, а также на контроль за результатами со­циальной работы в целях оптимального функционирования ее системы.

Организация социальной работы представляет собой структуру органов, подразделений и должностных лиц вместе с установленными между ними отношениями, правами и обя­занностями (полномочиями), а также порядком распределе­ния ресурсов и средств, выделяемых на социальную работу в обществе.

В концептуальном плане система социальной работы может быть представлена как интегрированная совокупность сил и средств социальной деятельности в обществе, ее прин­ципов и функций, а также разнообразных организационных форм и методов, объединенных общностью целей и задач со­циальной поддержки и защиты граждан 1 .

Научные основы социальной работы базируются на тео­ретических и социально-политических началах и организуются в соответствии с присущими ей закономерностями и принци­пами.

Социальной работе присущи свои закономерности, вы­текающие из общих закономерностей развития государства,

" Здесь уместно отметить, что понятие «работа» употребляется как тож­дественное понятию «деятельность». Такое уточнение поможет избежать мно­гозначности в трактовке таких часто встречающихся в научной и специальной литературе понятий, как «социальная работа» и «социальная деятельность».

совершенствования социальной работы в Российской Феде­рации. Эти закономерности представляют собой выражение существенных, устойчивых, повторяющихся связей между яв­лениями и процессами в области социальной работы в армии и на флоте, в повседневной деятельности командиров, офице­ров воспитательных структур.

Важнейшей закономерностью социальной работы явля­ется обусловленность ее целей, задач и содержания государ­ственной политикой. Суть этой закономерности состоит в том, что цели, задачи и содержание социальной работы определяются на основе законодательства России, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также приказов руководителей социальных организаций и учреждений.

Одной из закономерностей социальной работы является соответствие ее содержания, форм и методов конкретным условиям жизни и деятельности граждан. Эти задачи играют определяющую роль по отношению к содержанию, выбору наиболее целесообразных, соответствующих сложившейся обстановке форм, методов и средств социальной работы.

Важной закономерностью социальной работы является зависимость ее состояния от уровня подготовленности ее организаторов, их компетентности и деловых качестве

Бесспорно, что к числу основных закономерностей сле­дует отнести взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также - взаи­мосвязь между целями социального развития и уровнем раз­вития социальной работы. Закономерности социальной рабо­ты носят объективный характер и проявляют себя независимо от желания, знания и воли людей.

Таковы основные закономерности социальной работы. Их отражением и практическим преломлением являются прин-

1 См.: Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. - М., 2009.

ципы - научно обоснованные и проверенные на практике ру­ководящие положения. Принципы позволяют правильно опре­делить содержание, организацию, формы, методы и средства социальной работы, обеспечить ее высокую эффективность.

Принципы социальной работы можно определить как ос­новные руководящие положения, отражающие объективные закономерности деятельности по реализации прав, свобод и льгот военнослужащих и членов их семей.

В своей деятельности руководители и управленцы соци­альной работы руководствуются следующими основными прин­ципами социальной работы: законность; справедливость; предметность; адресность и персонификация; комплексное использование правовых, организационных и воспитательных средств; тесное взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и общественными объеди­нениями; системность; активность; гибкость и др.

Кроме названных, исследователи выделяют следующие группы принципов социальной работы.

Общефилософские принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: детер­минизм, отражение, развитие, единство сознания и деятель­ности, историзм, неразрывная связь индивида и его социаль­ной среды.

Социально-политические принципы выражают требова­ния, обусловленные зависимостью содержания и направлен­ности социальной работы от социальной политики государства: единство государственного подхода в сочетании с региональ­ными особенностями социальной работы, демократизм ее со­держания и методов, учет конкретных условий жизнедеятель­ности личности или социальной группы при выборе содержа­ния, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Организационные принципы отражают сложность и мно­гообразие организационных, функционально-иерархических связей и отношений: социально-технологическая компетент­ность кадров, единство прав и обязанностей и др.

Психолого-педагогические принципы выражают требова­ния к выбору средств психолого-педагогического воздействия и взаимодействия с клиентом: комплексный анализ оценки ус­ловий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними, индивидуальный подход, целенаправленность и адресность социальной работы.

Специфические принципы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг: универсаль­ность, охрана социальных прав, социальное реагирование, профилактическая направленность, клиентоцентризм, опора на собственные силы, максимизация социальных ресурсов, конфиденциальность, толерантность.

Наряду с теоретическими основами для практики социаль­ной работы важное значение имеют социально-политические основы ее организации и проведения.

В современной теории социальной работы различают ши­рокое и узкое толкование этой деятельности. В широком смыс­ле социальная работа - это влияние государственных органов власти, органов государственного и муниципального управле­ния, должностных лиц организаций и учреждений социальной сферы и общественности на социальное благополучие населе­ния через формирование и реализацию социальной политики, направленной на создание благоприятных условий жизнеде­ятельности каждого человека и членов его семьи.

В узком понимании социальная работа - это професси­ональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи гражданину, его семье или группе лиц через информирование, консультирование, прямую, нату­ральную помощь, педагогическую и психологическую поддер­жку, ориентирующую на проявление собственной активности по разрешению трудных ситуаций и способствующую этому.

С практической точки зрения такой подход к определению понятия «социальная работа» позволяет сделать ряд актуаль­ных ВЫВОДОВ.

Во-первых, социальную работу необходимо рассматри­вать как самостоятельный вид деятельности, имеющий спе­цифическую цель - максимально использовать правовые, организационные, воспитательные средства при выполне­нии ее субъектами возложенных на них обязанностей и пре­доставленных им полномочий по социальной защите насе­ления.

Во-вторых, есть все основания ставить вопрос о компе­тентности руководителей всех уровней и звеньев и их ответ­ственности за состояние социальной работы среди различных категорий и групп граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В-третьих, целесообразно выработать критерии оценки социальной работы и определить возможности (пути и спосо­бы) повышения ее эффективности.

Социальная работа как практическая деятельность на­правлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Соци­альная работа осуществляется на профессиональном и не­профессиональном уровне. Непрофессиональный уровень со­циальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь; профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, на­правленных на решение конкретных проблем человека (ме­дицинских, юридических, экономических, воспитательных и т.д.).

Социальная работа является своеобразным социальным механизмом регуляции поведения и деятельности личности и коллектива (социальной группы). Функциональными процес­сами, отражающими действия данного механизма, выступают: моделирование социальных условий и способа их восприятия;

адаптация системы субъекта (живого социума) к социаль­ной действительности. Социальная работа - это деятельность по согласованию социального и психологического процессов регуляции поведения и деятельности личности и социальных групп общества.

Социальная работа (вид деятельности в обществе) проя­вляется в единстве предметного и технологического содер­жания.

Предметное содержание социальной работы определяет­ся целями, в направлении которых осуществляется сосредо­точение усилий в социальной деятельности, это - обеспечение социальной защиты, помощи, самореализации.

Технологическое содержание - функционирование модели социальной работы как системного социального явления, это процесс превращения цели в результат, который отражается в двух взаимосвязанных факторах: моделирование социаль­ных перспектив; адаптация к феноменальности социальных условий.

Критерием системности «образа» социальной работы яв­ляется ее ценностный императив (требование): «Социальная потребность (источник содержания социальной работы) под­лежит реализации».

«Образ» функциональной парадигмы (модели) социаль­ной работы проявляется в предметном содержании ее функ­ций - последствий, обладающих социально значимой ролью для общества, индивида (любой социальной группы). К ос­новным функциям социальной работы можно отнести: эти­ческую, прогностическую, профилактическую и коммуника­тивную.

Этическая функция социальной работы проявляется в том, что по своему потенциалу (наряду с социальной политикой) со­циальная работа способствует утверждению в обществе со­циальной жизненной философии, формирует этические нормы социального поведения и деятельности, создает воспитатель­

ный стимул общества (армии), социальной группы для отдель­ной личности или коллектива.

Прогностическая функция социальной работы отражает ее диагностический потенциал. Практика социальной рабо­ты в обществе позволяет выявлять приоритеты в социальных потребностях, интересах, мотивах соответствующих социаль­ных групп, диагностировать уровни социальных ожиданий граждан, предвидеть направления закономерных социаль­ных трансформаций и появление зон социального напряжения и риска. В этом отношении социальная работа выступает как метод социального мониторинга (непрерывное наблюдение), функционирования и развития общества.

Профилактическая функция выступает регулятивной гра­нью социальной работы (как естественное продолжение про­гностической функции). Опираясь на результаты социального прогнозирования, социальная работа дает возможность пре­дупредить нежелательные социальные явления (критический уровень социального напряжения, разрушительные формы проявления социальных конфликтов и т.д.). Данная функция предъявляет повышенные требования к уровню компетенции и профессионализма социальных работников.

Коммуникативная функция социальной работы способ­ствует жизни общества по нормам социального согласия. Че­рез механизмы данной деятельности осуществляется оздо­ровление, укрепление социальных отношений между людьми, коллективами, социальными группами в обществе. Социаль­ная работа позволяет взаимоинтегрировать социальные пот­ребности и интересы во взаимозависимые нормы социального поведения и действия людей. В этом отношении она выступа­ет регулятором формирования социальных традиций (своеоб­разный «социальный клей» общества) и методом социальной политики государства.

Требования к высокопрофессиональному уровню соци­альной работы в современных условиях вытекают из остроты социальных процессов на этапе реформирования и модерни­зации российского общества. Основными проблемами соци­альной сферы сегодня являются:

    усиление стратификации общества (рост числа бедных и богатых);

    развитие депопуляции населения (старение нации);

    нарастание криминализации общественных отношений (особая динамика роста детской преступности);

    всплеск числа социально одиноких и отверженных лю­дей (феномен утраты социального смысла жизни).

Действительность такова, что общественно значимые цен­ности уходят на «второй» план. У части молодежи смещен ак­цент к асоциальному поведению.

Профессиональный подход в социальной работе предо­пределяется новым содержанием на современном этапе.

Во-первых, социальная работа основана на концепции са­мореализации, самопомощи человека, развития его личност­ных ресурсов. В практике социальной работы это проявляется в утверждении холистического (целостного) подхода к виде­нию человека в обществе. «Биопсихосоциальное» единство человека - основа функциональной парадигмы современной социальной работы, позволяющей обеспечивать реализацию программы ортобиоза (разумный образ жизни человека) в со­циальной среде. Обеспечение социального здоровья обще­ства предусматривает единство трех основных направлений: Укрепление физического здоровья (рекреация); снятие психи­ческого напряжения (релаксация); укрепление ментального здоровья (катарсис).

Во-вторых, современное видение социальной работы позволяет выделить ряд аспектов, отражающих специфику ее содержания. Основными аспектами выступают:

    географический - социальная деятельность осущест­вляется в определенных границах: страна, регион, учрежде­ние;

    политический - учет особенностей политической систе­мы в практике социальной работы;

    экономический - основу интересов человека образуют надлежащие условия его жизни;

    культурный - признание и уважение в социальной прак­тике культуры отдельных людей и групп;

    духовный - принятие системы ценностей конкретного общества, коллектива, личности.

В-третьих, социальная работа расширяет поле своего влияния и это требует большого отряда высокопрофессио­нальных специалистов соответствующей квалификации. Осо­бо востребованы такие специальности и специалисты, как:

    организатор социальной защиты населения (организа­ция социальной защиты);

    экономист социальной службы (социально-экономичес­кая поддержка населения);

    юрист социальной службы (социально-правовая поддер­жка населения);

    психосоциальная работа с населением (психолог соци­альной службы).

Требования к деятельности социальных работников изло­жены в «Этическом кодексе профессионального поведения», который принят в Афинах Генеральной ассамблеей Паблик Рилейшнз в мае 1965 г.

Таким образом, социальная работа-качественно новый вид деятельности в российском обществе. Характерным свойством этой деятельности выступают гуманитарологический, управлен­ческий и профессиональный ее потенциал. Совокупность дан­ных свойств социальной работы выражает ее фундаментальное качество - сложноорганизованную систему.

Темы для семинарских занятий

    Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина.

    Социальная работа как особый вид деятельности.

    Цели и задачи социальной работы.

    Методы социальной работы и особенности их применения.

    Субъекты и объекты социальной работы.

    Система управления социальной работой в стране.

    Исторический опыт социальной работы в России.

    Современная практика социальной работы за рубежом.

Темы для написания докладов и рефератов

    Актуальность развития социальной работы как науки на совре­менном этапе развития общества.

    Взаимосвязь социальной работы с философией, историей, поли­тологией, социологией, психологией, конфликтологией, педагогикой, меди­циной, правоведением, экономикой, культурологией и другими научными дисциплинами.

    Институционализация социальной работы в современный период.

    Объекты социальной работы (пожилые люди, инвалиды, мало­обеспеченные семьи, безработные, беспризорные дети, лица без опреде­ленного места жительства и занятий и другие категории населения).

    Опыт подготовки специалистов в области социальной работы в России.

Список литературы

    Жуков В.И., ТавадовГ.Т. Большой этнологический словарь. - М.: Изд-во РГСУ; Омега-Л., 2010.

    Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология пре­образований: В 3 т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во РГСУ, 2007.

    Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Инфра-М., 2009.

    Холостова Е.И. Основы социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2005.

    Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: ВЛА-ДОС, 2000.

    ТопчийЛ.В. Основы социальной работы. - М., 2009.

Социальная работа вошла в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соединиться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выработали различные формы поддержки слабых. Подобная деятельность основывалась на морально-религиозных воззрениях и осуществлялась теми способами, которые были доступны людям в каждое конкретное время

Социальная работа как раз и является тем социальным механизмом, который должен переводить потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. Социальный работник может выявить наличие трудной жизненной ситуации, помочь семье или индивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должна поступить поддержка, содействовать в разработке и реализации плана разрешения затруднений. Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что смысл социальной работы. - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.

Социальная работа - универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством.



Почему её следует отнести к особым видам деятельности ? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол. Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в другое.

Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д. Каждый выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он занимается. У столяра – кусок дерева, у физика – электрон, у социального работника – человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи. Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность. Особенность, характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета.

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему. Попытаемся это доказать путём анализа структуры социальной работы. Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это – субъект,



Схематически это будет выглядеть так:

Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать

ей абсолютного значения. Но она даёт наглядное представление о предмете. В

этом её познавательный смысл. Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором. Поэтому и характеристику социальной работы правомерно начинать с объекта.

ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В.И. Ленина, Российская ассоциация социальных

служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Это также и 6. Содержание деятельности специалиста ср, его основные функции(а также есть в распечатке по введению в специальность)

Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о её объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой.

На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно - легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётся заниматься «пациентом» и т.п.

В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально- бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово,и авторучка, и специальные учётные бланки, и телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной, другое – кормящая мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенно различается.

УПРАВЛЕНИЕ И ЦЕЛИ КАК СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или

практическим социальным работникам.Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества,систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные

права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.

При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способныхзачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека,

перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия.

Перечисленные компоненты (объект, содержание, средства, управление, субъект) составляют структуру социальной работы. Но структура – это ещё не система.

Деятельность становится системой, когда её компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей. О функциях речь уже была.

Что представляют собой цели? Цель – образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё сказать, что цель – это желательное для человека состояние предмета его деятельности.

Каким же хочет видеть человека социальный работник, оказывая ему ту или иную помощь? Видимо, удовлетворённым в своих потребностях. Значит, самая общая цель социального работника – удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой системой. Ту же объединяющую роль выполняют и функции. Информация, оценка, прогноз, организация, управление – всё это касается буквально каждого компонента, соединяет их в единый действующий организм.